Сценарий площадки №1 «Тамга – тиштын тӱҥалтышыже» на республиканском празднике «Марий тиште кече»

10 декабря 2023.                        Национальный театр драмы им. М. Шкетана

Тамга – тиштын тӱҥалтышыже

Площадка оформлена двумя малыми выставками: картин И. Ямбердова и выставкой музейных предметов, имеющих знак «тамга».

До начала мероприятия фоном звучит музыкальное сопровождение.

Мастер-класс Ивана Михайловича Ямбердова,

Тамга – марийская руническая письменность

Член Союза художников РФ, заслуженный художник РФ,

заслуженный деятель искусств Марийской АССР,

лауреат Государственной премии Республики Марий Эл

им. А. Григорьева

Ведущая. Поро кече, пагалыме йолташ, уна-влак. Салам лийже марий калыкын самырык тукымжылан. Таче Марий Эл Республикыште да тӱня мучко илыше марий-влак Марий Элын официал пайремжым – Марий тиште кечым – 25 гана палемдат. 248 ий ончыч шочмо йылмына дене икымше марий грамматике – Сочинения, принадлежащие к грамматике черемисского языка» книга – савыкталтын.

Сегодня Республика Марий Эл и все марийцы, проживающие в регионах России и за рубежом, отмечают один из знаковых официальных событий марийского народа – 248-летие основоположения марийской письменности. За период своего существования марийская письменность прошла большой и сложный путь развития. К настоящему времени достигла своего подлинного расцвета.

Слово предоставляется вр.и.о. директора Республиканского центра марийской культуры Василию Григорьевичу Петрову.

(Приветственное слово.

Ведущая. Марий калык этнос семын тӱжем утла ий ончычак вияҥын. Шке йылме ойыртемым, йӱлам, тӱвырам кучышо калыкын акретле тиштыжат лийын, очыни. Тиде, шанчызе-влакын шонымашышт почеш, тамга лийын. Кид дене возымо тиште, письменность. Марий-влак тамгам кӱеш, шереваш (пу паҥгаш), вынереш але коваштеш шынденыт. Вараракше, тӱр шочмеке, шӱртӧ ден имым кучылтыныт.

Марийский этнос формировался более тысячи лет назад. У народа, имевшего свою языковую идентичность, культуру, религию, вероятно, существовала древнейшая письменность, и отчетом этого этапа, по мнению ученых, является тамга (знак) – руническая письменность. Мари в качестве носителя тамга использовали камни, деревянные палочки – шерева, ткань и кожу. Для написания тамги использовали ножи, острые предметы, растительные краски. Позднее, с появлением вышивки, использовали нити и иголки.

(Показываем музейные предметы со знаками «тамга»)

Ведущая. Тамга – первая письменность мари. В них заключена глубокая мудрость предков, включавшая небольшое их количество весь марийский мир. Родовые знаки «тамга» на протяжении многих веков обеспечивали народу фиксацию целого комплекса смыслов его жизнедеятельности.

Уважаемые гости площадки «Тамга – марийская руническая письменность», представляю вашему вниманию уникального, самобытного живописца, члена Союза художников РФ, заслуженного художник РФ, заслуженного деятеля искусств Марийской АССР, лауреата Государственной премии Республики Марий Эл им. А. Григорьева Ивана Ямбердова.

Иван Михайлович видит в происходящем особые знаки «тамга», и философски переосмысляет их в своих полотнах, дарит зрителям древний, полный смыслов мир мари.

Слово Вам, Иван Михайлович.

Проводится мастер-класс.

Ведущая. Тау, Иван Михайлович, тамган тӱрлӧ шӧрынжым мыланна умылтарен ончыктен пуымылан.

Таче ме марий тиште, тудын тӱҥалтышыже нерген ойлышна. Марий калыкын илыш саманыштыже жап эртымеке, тамга марий тӱрыш вончен. Тыге марий тамга вес этапыш, курым гыч курымыш куснен толын, кызытсе марий тиштын (письменностьын) корныжым виктара.

Марий рӱдерын хоржо. Вуйлатыше Наталья Мушкина.

1.«Марий Эл» муро. Мутшо Николай Арбанын, семже калыкын.

  1. «Кӱшҥӧ, кӱшнӧ курык ӱмбалнет» калык муро

А ынде кокымшо площадкыш куснена: «Марий тӱрым лудына».

(Этноурок)

Вӱдышӧ 2-шо площадкыш кусна.

А.А. Швецова, методист Центра.

Похожие записи