Масленица во всех черемисских селах, по близости русского населения празднуется катанием с гор и на лошадях. Это вошло из того в привычку, что козмодемьянского уезда деревея Шу-энгер, называется также масляною горою, на которой во время масленицы устраивается катание. На такие катания черемисы съезжаются в лучшей одежде, лошади их украшены бубенчиками и лентами. Катаются они взад и вперед, по известному пространству, на подобие богов. Торговцами же, из черемис, устанавливаются кругом шалаши с пряниками и другими угощениями.
В воскресенье на шестой неделе совершается обряд над солью, которая служит целебным средством во время болезни людей и скота. Соль эту кладут кучкою, потом сквозь щель рябинного прута дуют и плюют в нее и наконец пускают в эту кучку нож таким образом, чтобы он воткнулся в нее. Как в этот день, так и в среду и пятницу страстной недели, черемисы ничего не работают, так как иначе ветер сорвет крыши и повалит деревья.
ххх
К зимнему периоду следует отнести семейные праздники при отелении коровы, после чего 5 суток собирает молоко для предстоящих угощений. Пиршество начинается тем, что хозяин приносит ковш воды, плещет печь и присутствующих, прося коровьего бога Волох-шачаштша, чтобы теленок вырос с печь, чтобы корова была суха и давала побольше молока. После чего приносит в жертву кашу с коровьим маслом и просят об увеличении скота, сколько у коровы шерсти и чтобы один конец стада быть в овраге, а другой в сарай.
(Орфография сохранена).
Материалы для этнографии России Казанской губернии XIV в./сост. Полковник А.Ф. Риттих, ч.2, Казань, 1870. (Книга «Марийские праздники. Йошкар-Ола, 1992 г.)