Гармонь – ее любовь

24 ноября отмечаем День матери. Быть матерью – большое счастье и огромная ответственность, неустанный труд и самоотверженная забота о детях.
Живет в Марий Эл женщина с непростой судьбой и удивительной любовью: любовью к детям, родным местам и … к национальной музыке. Это – Эльвира Петрова, методист Республиканского центра марийской культуры, руководитель трех ансамблей: взрослых «Чон оҥгыр» и «Сото вий» и детского «Падыраш». А еще справедливая и любимая своего сына Александра, который пошел по стопам родителей.

Сегодня мало таких людей, кто через всю жизнь пронес любовь к народному инструменту, радуя других марийской песней. Эльвира – известная на весь марийский мир гармонистка. .
— Без гармони не могу, — рассказывает Эльвира. – Можно сказать, из рук не выпускаю, почти каждый день играю. Репетиции, этноуроки в школах, где рассказываю детям о марийских традиционных инструментах тӱмыр и шӱвыр, играю задушевную музыку. Душа поет, дети от радости хлопают в ладоши. Нравится им мастер-класс по игре на тӱмыре. А я как рада!
Родилась Эльвира в деревне Марий Ернур Оршанского района. С детства играла на гармони. Выучилась, получила высшее профессиональное образование.
— Помню слова отца: «Научишься играть на гармошке, куплю тебе мотоцикл», — вспоминает Эльвира Васильевна.– Ради «железного коня» согласилась и на …всю жизнь. Сейчас для меня гармонь – моя любовь.
Свое знание в области культуры и музыковедения Э. Петрова применяет в своей работе. Ею разработан курс лекций по использованию песен народа мари во время проведения обрядовых праздников, которые успешно используют на семинарах, круглых столах для специалистов и работников культуры. Также ее разработки входят в курс лекций «Марийские костюмы», «Марийские музыкальные инструменты» и другие, которые используются на этноуроках.
Фольклорный ансамбль «Чон онгыр» при ее руководстве стала визитной карточкой всех обрядовых праздников. Сегодня ансамбль — хранитель народных традиций и марийской культуры. Создан оригинальный репертуар, постоянно насыщая разнообразными произведениями, в основе которого лежит песенно-танцевальный фольклор. Разработан уникальный сценический костюм, совершенствуется исполнительское мастерство.
В своей работе Э. Петрова большое внимание уделяет подрастающему поколению. Она старается прививать любовь к музыке и раскрывать юные дарования. Надо отметить плодотворную работу детского фольклорно-инструментального ансамбля «Падыраш». Творческая энергия, организаторские способности руководителя позволяют привлечь в коллектив новых участников. Как сумела она привить своему сыну любовь к музыке, танцам.
– Александр учился в Президентской национальной школе по классу виолончели, – отметила Эльвира Васильевна.– Но танцы, видимо, были ему по душе, и пошел по стопам отца, артиста балета Государственного ансамбля танца «Марий Эл». С 10 лет начал учиться в СОШ №18 по классу хореографии. После школы поступил в колледж культуры и искусств им. И.С. Палантая. Во время учебы работал в Марийском государственном академическом театре оперы и балета им. Э. Сапаева. Закончил Московский институт им. Гнесиных. Недавно пришел с работы и с порога мне говорит: «Представляешь, мама, костюмерша дал мне папину сценическую рубашку». У меня навернулись слезы… радости».
Заслуга Э. Петровой в развитии народного творчества и культурно-досуговой деятельности, сохранении и пропаганде марийской национальной культуры осталась незамеченной. В 2023 году ей присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры Республики Марий Эл».

Похожие записи