Создание хлеба
В субботу, 15 октября, в Царевококшайском кремле развернулся Праздник нового хлеба – Угинде.
До начала торжества жители и гости Йошкар-Олы могли посетить выставку сельскохозяйственной продукции. Интересное наблюдение: в праздничный день горожане предпочитали покупать хлеб и пирожки. Видимо, атмосфера Угинде настраивала именно на мучные продукты.
Праздник нового хлеба открылся театрализованным действием «Авын мелна» («Новый урожай»), который исполнили участники народного фольклорного коллектива «Олык сем» Исменецкого Дома культуры Звениговского района.
Артисты показали процесс сева, уборки и обмолота зерна вручную с помощью старинных орудий. Они сопровождали своё выступление древними обрядовыми песнями и танцами. Пышное зрелище привлекло внимание горожан, некоторые признавались, что как будто вновь оказались в своём детстве – у бабушки в деревне.
Символ жизни
Для марийцев хлеб имеет очень важное значение. Ведь он олицетворяет жизнь, благополучие, изобилие и богатство. Недаром жители Марийского края говорят: «Кинде деч кугу от лий» («Хлеб – превыше всего»).
Между прочим, ни один традиционный ритуал не проводится без хлеба. Когда народ мари печёт свежий хлеб или блины, то первые три приготовленных продукта посвящаются божествам.
Директор Республиканского центра марийской культуры Наталья Пушкина отмечает, что сегодня Праздник нового хлеба позволяет сохранить народные традиции.
— Угинде – семейный праздник. В этот день после полевых работ вся семья собиралась. Карт (марийский жрец – прим.) или самый старший в семье благословлял всю семью и благодарил богов за еду, которая находится на столе, — рассказывает об обычаях торжества Наталья Васильевна.
Мельница изобилия
Задумывались ли вы, как крохотное зёрнышко превращается в хрустящий хлеб? Во время праздника Угинде журналист «Марийской правды» поучаствовала в мастер-классе по помолу зерна на древнем изобретении – деревянных жерновах. Народ мари изготавливал ручные мельницы из твёрдых пород деревьев.
В первый момент процесс помола зерна мне показался тяжёлым. Признаюсь, что моя первая попытка оказалась безуспешной: жернова никак не хотели передвинуться хотя бы на сантиметр вправо или влево. Однако наконец, похоже, сработал «генетический код», и я поняла механизм работы ручной мельницы и даже вошла, что называется, во вкус.
В ходе помола зерна осознаёшь, что, хотя мы каждый день едим хлеб, но никому не приходит в голову мысль о том, что эта пища даётся человеку ценой больших усилий.
Хлебным крошкам негде упасть
В выходные красавица-осень решила порадовать йошкаролинцев солнечной погодой. Поэтому торжество в Царевококшайском кремле привлекло внимание горожан, которые, видимо, за дождливые рабочие будни соскучились по уютным прогулкам.
Перефразирую знаменитое выражение и скажу, что во время праздника хлебным крошкам негде было упасть. Жительница Новоторъяльского района Мая Леухина поделилась с нами впечатлениями от яркого события.
— Сегодня у меня и моих друзей — праздничное настроение. Причём такая атмосфера царит всегда. Мы приезжаем на Угинде не в первый раз, поэтому нам есть, с чем сравнивать. Кстати, в нашем родном Новоторъяльском районе также отмечают многие марийские праздники, — признаётся моя собеседница.
Кстати
Хлеб – один из самых старых видов пищи. Историки утверждают, что эта еда «родилась» в неолите.
Первый хлеб ещё не был похож на тот, который мы знаем. Он представлял собой запечённую кашицу, которую готовили из крупы и воды. А продукт из дрожжевого теста появился в Египте, потому что в той местности — благоприятные условия для роста пшеницы.
К слову, из зёрнышка пшеницы можно получить примерно 20 миллиграммов муки первого сорта, а для выпечки одного батона потребуется 10 тысяч зёрен.