Национальная культура считается матрицей народа, формирующей систему ценностей. Здесь особое место уделяется национальным музыкальным инструментам. Являясь своего рода «хронографом» зарождения и развития культуры, самого этноса, они сконцентрировали в себе и сохранили важнейшие сведения из жизни народа, его обычаях и традициях.
Первые сведения о музыкальных инструментах народа мира были записаны в 19 веке. В 1870 году немецкий ученый А. Риттих записал мелодию марийских гуслей и переложил на ноты. В 1879 году был записан звук волынки. С 20-ых годов прошлого столетия началась полноценная исследовательская работа по изучению и моделированию марийских музыкальных инструментов.
Профессор искусствоведения, фольклорист О.М. Герасимов насчитал 18 марийских инструментов. При их изготовлении использовали древесину, глину, бересту, даже бычий мочевой пузырь.
Марийские гусли были неотъемлемой частью древнейших культов. Языческие моления в священных рощах в качестве непременного ритуала включали игру на гуслях, потому кӱсле был распространен повсеместно среди марицев.
Издавна исполнение на гуслях считалось привилегией мужчин, на них играли марийские предводители, как Акпарс, Акпатыр. Но постепенно на кӱсле начали играть женщины. В настоящее время в республике имеются несколько ансамблей гуслярш, самым известным из них является ансамбль «Шыжар-влӓ». Мастером по изготовлению марийских гуслей явояется Г. Магсумьянов.
Тӱмыр – марийский барабан – является ударным музыкальным инструментом. Традиционно тӱмыр употребляется в дуэте с шӱвыр (волынкой). В Марий Эл изготовлением этих древнейших инструментов занимается народный артист республики С. Данилов.
Ияговыж(марийская скрипка), коҥ-коҥ, шӱвыр(волынка), тӧтыретпуч (труба), шун шӱшпык по-особому звучат в руках мастера И.Каменщикова.