Как и всякое искусство, народные танцы возникли в процессе труда и обусловлены социально-бытовыми условиями. В них, как и песнях, сказках и легендах, выложены лучшие черты и стремления трудолюбивых народов.
Несмотря на то, что марийский народ прошел суровый и сложный путь, он сохранил и донес до нас свою самобытную культуру. Каждая подгруппа народа мари – это новые танцы, непохожие друг на друга и такие оригинальные. Плетут «веревочку» башкирские марийцы. Танцуют «строем» в кировской стороне. Кружатся под руку в деревне Ильнеть Татарстана, плавно двигаются девушки под свадебные мелодии в удмуртской Ныргынде.. В старинном горномарийском танце можно «прочитать» воспроизведение повадков утки — манеры движения, поворотов головы, взмахов крыльев. Лугомарийские танцы отличаются массовостью, сопровождением пения частушек, игрой на национальных музыкальных инструментах (кӱсле (гусли), шӱвыр (волынка), тӱмыр (барабан), гармонь). Самым распространенным является «Танец по кругу» и линейный.
Марийский народ любит марийские танцы. Свидетельство этому – создание и развитие творческих коллективов на местах.