Г. Яковлев о проведении марийского праздника «Шорыкйол» в XIX веке

Шочъ — значит родись, ял — селение или деревня; шочьял буквально будет значить селение рождения. Слово «шортял» некоторые произносят шорок-йол и переводят овечья нога, по- моему мнению, это толкование превратное.

Будучи сам из черемис, я с малолетства видал старинные обычаи черемис, когда еще горные черемисы вполне не усвоили христианские обряды, и когда праздник свой Шочьял они праздновали в ближайшую пятницу к празднику Рождества Христова, т.е. перед праздником или после праздника Рождества Христова. В самый день черемисского праздника Шочьял (Рождество Христово) в пятницу, бывало, как только петухи запоют, рано утром черемисы возьмут лопаты, пойдут каждый на свое гумно и пригребут снегу на току кучками в виде как бы ворохов зерна, несколько десятков кучек, которые называют кышыл, т.е. ворохами или копна, т.е. кладями хлеба. Бывало, дедушка мой и бабушка в этот день рано утром принесут денег на стол, копеечных, двух- или трехкопеечных монет, считая их рублями; если же принесут рублей 10 медных денег, из них изображают сотни и тысячи рублей. Затем посылали нас, ребят, в сад под яблони, и мы ходили выше колен в снегу, трясли сучки у яблонь, приговаривая, что падает множество яблок, изображали из себя будто бы собираем яблоки; затем ходили в овчарню, где хватали овец за ноги со словами «дигир потям ыштэжы, шарок шулыжо — чтобы овцы принесли ягнят двойнями и расплодились бы».

В этот праздник всегда варили пельмени, в которые клали копейки, и нарочно из лыка сделанные маленькие лямочки, какими водят телят и Шорыкйол… (Святки) обротьки (уздечки). Когда станут есть, если кому попадались деньги, то говорили, что он будет счастлив на деньги, будет богат; если же кому попадалась оброть или лямочка, говорили, будто этот будет счастлив на скотину, скот расплодится у него.

Так как Козьмодемьянские черемисы все без исключения пировали праздник Шочьял (Рождество), то они вечером все собирались в один конец деревни и, начав пировать с крайнего дома, ходили по порядку во все дома, не пропуская ни одного дома. Бывало, в который дом придут пировать по порядку, там водили ребят в овчарню хватать овец за ноги для того, чтобы овцы принесли двойни и расплодились. Старинные Козьмодемьянские черемисы придерживались таких суеверий и думали, будто бы если в этот день станут считать деньги — разбогатеют, если будут прикасаться к скотине со словами чтобы расплодились — и расплодится, на гумне если будут пригребать снежные вороха, уродится хлеб и так далее.

У луговых черемис Царевококшайского уезда и доселе существуют те же обычаи, но с небольшими разностями. Также праздник Рождества Христова делают по-своему в ближайшую пятницу к 25 декабря, в этот день также пригребают снежные вороха или клади, только на поле, а не на гумне, как горно-козьмодемьянские черемисы. Луговые черемисы повсеместно не пируют праздник Шочьял, но делают девичий праздник. Девицы перед праздником со всех домов собирают солод в один дом, там варят пиво, и в самый день праздника собираются в этот дом; туда же приходят пожилые мужчины и женщины, а девицы поют песни, пляшут и угощают приходящих пивом, а приходящие за угощение и пляски дарят их деньгами. При этом для смеха переряжаются мужчины в женское платье, а женщины — в мужское; иные наряжаются в стариков и старух, этих называют Васли кугузай, Васли кувай, т.е. дядюшка или старец Василий, тетушка или старушка Василиса.

В черемисском празднике Шочьял больше никаких выдающихся обрядов не бывает.

(Яковлев Г. . Религиозные обряды черемис. Издание Православного Миссионерского Общества. Казань, 1887. С 85—86.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *