Владимир Кокорин http://kokorinva.wix.com/vladimir/apps
Качели (качеля, кочуля, катило, арель, арели, рели) — традиционное развлечение детей и молодёжи в весенне-летний период. Чаще всего в русской деревне качание молодёжи на общественных качелях начиналось с Пасхи и продолжалось до Троицы. Дети могли качаться на домашних качелях от весны до осени. Большие деревенские качели обновляли или сооружали заново каждый год накануне Пасхи или впервые дни Пасхальной недели. Обычно их устанавливали в каждой деревне на строго определенном месте, там, где проходили молодёжные гуляния: в саду, на берегу реки или озера, у большой дороги, за деревней на холме, на гумне и т.д. В больших сёлах молодежь каждого конца или улицы ставила свои качели.
При общем единообразии конструкции качелей в различных русских губерниях могли сосуществовать качели разных типов. Простейшей и в то же время наиболее древней конструкцией были так называемые «скакухи» — широкая длинная доска, положенная на перевернутый на бок чурбан, способ «качания» на которой назывался «скакание на досках». Иностранные путешественники, посещавшие Россию в XVII в. описывали также качели «в форме виселицы»: два врытые в землю столба, соединенные перекладиной, на которой крепилась веревка со съемным сидением для одного человека. Перекладины могло и не быть, тогда веревку привязывали прямо к верхушкам столбов. В городах и на ярмарках были широко распространены качели, которые немецкий путешественник XVII в. Герберштейн сравнивал с «колесом Фортуны». По конструкции они напоминали карусель, вращающуюся в вертикальной плоскости, и за эту свою особенность получили название «круглые».
Общественные деревенские качели XIX-XX вв. подразделялись на два основных вида: «круглые» и «простые». «Круглые» крепились на двух врытых в землю высоких столбах, между которыми вставлялся вращающийся вал с двумя закрепленными на его концах горизонтально к земле шестами, окончания которых с каждой стороны были соединены двумя короткими досками, на каждую из которых садилось по двое качающихся. Парни, стоявшие с двух сторон такой качели, ухватившись за концы, подымали и опускали ее. Среди «простых» наиболее распространены были два следующих типа:
1. На двух врытых в землю столбах высотой от трех до пяти метров устанавливался свободно вращающийся вал («валок», «валек»). В нем прорубались сквозные отверстия, в которых при помощи ремней или железных скоб укреплялись два или четыре вертикальные жерди. К концам жердей крепилась доска — сидение, иногда ее ограничивали с двух сторон перилами, за которые держались при качании. Для большей устойчивости качели столбы подпирались досками или слегами.
2. Основой для качелей служили «козлы». Бревно-перекладина («матица», «слега») укладывалось в места пересечений вершин четырех (или шести) столбов, вкопанных в землю. Через перекладину дважды перекидывалась в обхват «матицы» веревка, удерживающая с двух сторон при помощи петель доску – сидение.
В строительстве качелей первого типа участвовали только парни, сооружавшие их для девушек, которые в благодарность одаривали их яйцами. По окончании строительства парни устраивали складчину, жарили яичницу – «колотуху». Качели на «козлах» парни и девушки сооружали совместными усилиями.
На одной из последних недель Великого Поста парни устанавливали «козлы», при этом каждый вносил свою часть строительного материала. В некоторых местах строительство было обязанностью только тех парней, у которых были сестры на выданье. В предшествующий посту девушки на посиделках пряли грубые нитки, из которых в пост парни вили веревку. Двое парней натягивали нити, концы которых третий свивал и наматывал на специальное приспособление для витья веревок – «вьюшку», девушки при этом украшали – «убанчивали», верёвку, вставляя между переплетающимися нитями яркие тряпочки.
Качаться начинали в зависимости от местной традиции или в день Пасхи после обеда, или в понедельник на Пасхальной неделе. Рядом с качелями устраивалось гуляние, играли гармошки, собиралась молодежь из разных деревень, но качаться разрешалось только местным парням и девушкам. Чужаки должны были ждать приглашения хозяев.
Обычно парни усаживали девушек ближе к середине доски, а сами раскачивали качели, стоя или сидя на её концах. В некоторых местах на качели девушку вел парень, с которым она гуляла. Они вставали с двух сторон на доску, и девушка подвязывала юбку под коленями поясом, чтобы она не развивалась, затем парень раскачивал качели.
В Нижегородской обл. парни при качании «для смеха» устанавливали следующий обычай: усадив девушку посредине доски, они раскачивались как можно сильнее и требовали от нее назвать имя жениха или любимого, угрожая, в случае отказа, перевернуть качели. Раскачивание с переворотом по несколько раз подряд («солнышко») считалось особенным удальством.
Иногда между молодежью разных концов деревни устраивалось соревнование из-за качелей, при этом парни могли созорничать: подпилить качели у другой компании.
В Новгородской губ. в окрестностях Белозерска, когда на качелях раскачивались по одному, устраивалась очередность, которая определялась при помощи игры. Играющие бросали голик или специально сшитый мяч «в виде дыни — комок из тряпок» в ноги тому, кто сидел на качелях. Он старался оттолкнуть его как можно дальше, чтобы никто не смог его поймать. Когда кому-нибудь удавалось схватить веник или мяч, он занимал место качающегося.
Кроме качелей в некоторых местах устраивали также разновидность карусели — «бегунки», «гиганы», «гигантские шаги». В центре деревенской площади ставили столб высотой до пяти метров, в его вершину забивался штырь, на который одевалась крестовина (плотно пригнанные друг к другу перекладины), которая свободно вращалась. К концам перекладин привязывали веревки, оканчивавшиеся петлей для сидения. Катались на такой карусели двумя способами:
Первый — разбегались и, схватившись за веревку, отрывались от земли; и второй — катающиеся усаживались в петли, кто-нибудь начинал раскручивать крестовину, подхватывая веревки при помощи длинной палки с рогаткой на конце, от чего сидящие подымались все выше. Также как на качелях, на «бегунках» катались с Пасхи до Троицы в праздничные и в воскресные дни.
Во многих местах наряду с качелями были широко известны описанные выше «скакухи». Один из скакавших становился на один конец доски, другой прыгал на противоположный конец, подкидывая первого вверх, при этом играющие выделывали в воздухе разные фигуры. «Скакухи» делали не только в послепасхальный период, дети и подростки скакали на них и летом, и зимой.
Молодежь прекращала качаться с окончанием пасхальных празднеств: самое раннее — в субботу на пасхальной неделе или в следующее за ней воскресенье; наиболее поздней границей была Троица. В Архангельской губ. по реке Ваге на качелях катались «пока не засеют», поскольку с этого момента «нельзя землю топтать». При этом качели или разбирали целиком, или снимали веревку.
Разнообразные качели и карусели, бывшие в XIXв. только развлечением, являлись отголосками весеннего аграрно-магического обрядового действия. Подъем вверх, подбрасывание, подпрыгивание и т.п.- древнейшие магические приемы, призванные стимулировать рост и вегетативную силу растительности, особенно посевов, от которых зависел будущий урожай.